Рейтинг@Mail.ru

В начало
Каталог
расширенный поиск: клиники, медицинские услуги
Врачи
Публикации
Обращение в службу поддержки
Помощь

Права пациентов в России

Отношения между врачом и пациентом регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом № 323 от 21 ноября 2011 г., приказами Минздрава, а также локальными нормативно-правовыми актами. В статье 41 Конституции указано, что абсолютно все граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь. Со всеми основными правами пациента можно ознакомиться в статье 19 Федерального закона № 323. 1. Пациент имеет право на выбор медицинской организации и лечащего врача. Исходя из данного права, пациент может отказаться от лечащего врача. Следует отметить, что и врач так же может отказаться от пациента. Однако, врач получает такое право только после согласования данного вопроса с руководством, перед этим врач должен провести полный осмотр пациента, исключить у него наличие экстренной патологии, которая может угрожать здоровью пациента. После этого врач должен написать заявление на имя определенного руководителя подразделения, после чего, руководство должно провести замену лечащего врача. В случае, если пациент отказывается от лечения у врача, об этом решении он должен сообщить заведующему отделения. Также, необходимо указать причину, которая послужила отказом от лечащего врача. В течение трех рабочих дней заведующий должен предоставить пациенту информацию о других врачах отделения, из которых пациент выберет лечащего врача (с согласия самого врача). 2. За пациентом закреплено право на получение профилактики, проведение диагностики, лечения, необходимой медицинской реабилитации в медицинских организациях в условиях, которые соответствуют всем санитарно-гигиеническим требованиям. 3. Пациент имеет правом получения консультаций у врачей-специалистов. 4. Пациент имеет право на облегчение боли, которая связана с заболеванием и (или) необходимым медицинским вмешательством, доступными лекарственными препаратами и методами. Однако, необходимо учитывать, что облегчение боли — это лишь частичное её устранение. Если врач не облегчает боль, то он нарушает право пациента, но, в случае если он её удалось облегчить, но не устранить, то права не нарушаются. 5. У пациента есть право на получение информации о своих обязанностях и правах, о состоянии своего здоровья. Пациент может выбрать круг лиц, которым сможет доверить и передать полученную информацию о состояния собственного здоровья. В связи с вышеуказанным, врач должен ознакомить пациента с его диагнозом, прогнозами, видами лечения, последствиями от каждого возможного вида лечения и ожидаемым результатом. Информация должна быть предоставлена пациенту в доступной форме (понятие «доступная форма» не конкретизируется, поэтому при разговоре врачу желательно убедиться, что пациент понял информацию).. Пациент имеет право на ознакомление с медицинской документации. То есть, каждый пациент может ознакомить с содержанием медицинской карты, результатами анализов и исследований, однако, вносить в карту какие-либо записи и поправки запрещено. Для получения копии или выписки из медицинской документации, пациент (с удостоверением личности) должен обращаться в медицинскую организацию. У пациента есть возможность получить от организации справку и заключение. Законом эти понятия чётко разделены. Справка — это выписка информации из медицинской документации, говоря простыми словами, копирование информации из медицинской документации, на бланки. Заключение — это оценка эксперта о состоянии пациента с выдачей юридического документа. Данный документ доказывает право и дает возможность пациенту что-либо делать (например, заключение о возможности управлять транспортным средством). Можно сказать, что заключение - это новой документ, который содержит данные из медицинской документации, но не дублируют ее. За неправильное оформление справки врачу грозит дисциплинарное наказание, например выговор. Если неправильно сделано заключение, то последствия будут преследоваться согласно Уголовному кодексу. Справки и выписки делаются в произвольной форме, но обязательно наличие на ней печатей и подписей врачей, которые оформляли справку или заключение, и круглая печать медицинской организации с ее полным названием. Срок выдачи справок - три рабочих дня. 6. Пациент обладает правом получения лечебного питания, если он находится на стационарном лечении в медицинском учреждении. 7. Пациент имеет право на защиту сведений, которые составляют врачебную тайну. Предметом врачебной тайны являются т данные, которые были получены врачами в результате проведения осмотра, и сам факт обращения пациента за медицинской помощи. Давление, температура тела, номер дома и квартиры – это все относится к врачебной тайне, если эта информация была получена при осмотре пациента. Эта информация запрещена для разглашения без согласия пациента, даже после смерти пациента. Наиболее частыми нарушениями данного положения закона является: • присутствие третьих лиц при осмотре пациента; • открытая дверь в кабинет при осмотре пациента; • присутствие других пациентов при обходе и разговоре с одним из пациентов; • нахождение сторонних в больнице (например, журналистов). 8. Пациент имеет право отказаться от медицинского вмешательства. 9. Пациент имеет право возмещения вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи. 10. Пациент имеет право на допуск к нему адвоката или любого другого представителя власти для защиты своих прав. 11. За пациентом закреплено право на допуск священнослужителя. В случае, когда пациент находится на лечении в стационарных условиях, он имеет право на предоставление ему условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний график и распорядок медицинского учреждения. 12. Информация о производственной травме Случаи, при которых лечащий врач не желает признавать травму пациента как производственную, участились. По этому поводу юристами даются следующие разъяснения, когда и при каких обстоятельствах травма является производственной. Производственную травму могут получить люди, работающие на предприятиях; люди, которые проходят там обучение или трудотерапию, а также, заключенные и участники кооперативов. Производственной считается травма, которая получена при следующих обстоятельствах: • на территории работодателя в течение рабочего дня; • на транспорте, который выдается работодателем; • в командировке (учитывается даже ночное время в гостиничном номере); • другие обстоятельства, когда работник действует в интересах работодателя и его производства (чаще всего, данный пункт доказать сложнее всего). В случае, когда человек получает травму по пути на работу или с работы, это не будет производственной травмой, но только если в этот момент он не передвигался на транспорте работодателя.